Путем сложения теории и практики
Одна из ключевых задач Академии МВД — подготовка востребованных, грамотных, а главное, высококлассных специалистов для обеспечения национальной безопасности Беларуси. За более чем полувековую историю (а в этом году академия отметит юбилей — 65 лет) из нее вышли свыше 35 тысяч офицеров. Среди них — шесть министров внутренних дел Беларуси, более 50 генералов, руководители правоохранительных структур нашего государства и стран СНГ. К слову, и сегодня милицейский вуз остается флагманом юридического образования, привлекательным для молодежи. Об особенностях и уникальности обучения в нем узнали у первого заместителя начальника Академии МВД профессора Алексея Башана.
«Мы не даем абстрактное юридическое образование»
Алексей Владимирович Башан начинает нашу беседу с историй, которые произошли с курсантами академии. Так, в марте прошлого года третьекурсник факультета милиции общественной безопасности нес службу в составе специального подразделения по обеспечению дорожной безопасности ГАИ столичной милиции. Внимание будущего офицера привлек мужчина, который переходил дорогу и грубо нарушил ПДД. В ходе разбирательства выяснилось, что он уже несколько месяцев находился в межгосударственном розыске стран СНГ за совершение тяжкого преступления. А в декабре 2022 года в Минске два второкурсника факультета криминальной милиции задержали 46‑летнего беглеца, скрывающегося от суда. В опорном пункте от участкового они получили ориентировку на разыскиваемого. Во время патрулирования ребята заприметили мужчину, схожего с описанием. Парни оценили обстановку и благодаря слаженным действиям задержали злоумышленника. Затем передали его сотрудникам Заводского РУВД.
Такие показательные случаи, как рассказывает первый заместитель начальника, для Академии МВД не единичны. Сочетание теории и практики в обучении позволяет курсантам применять свои умения при решении оперативно-служебных задач.
— Мы не даем абстрактное юридическое образование, — подчеркивает Алексей Владимирович. — Александр Васильев, начальник Академии МВД, сам пришел с практической работы. Поэтому он и весь наш профессорско-преподавательский состав четко понимают, каким должен быть выпускник.
Алексей Башан также отметил: после окончания обучения, в 21 год, молодой человек во многих случаях действует от имени государства. Это налагает на академию большую ответственность с точки зрения как качества профессиональной подготовки, так и воспитания.
В милицейском вузе занимаются формированием здорового коллектива. Все ребята, которые хотят учиться в академии, проходят обязательный профессиональный отбор, беседуют с психологом.
— Когда встречаемся с родителями, всегда им говорим: здесь учатся те, кто, как говорится, плохому сокурсника не научит. Ведь основополагающий принцип в вузе — культивировать уважение к другим, к государству. Во время службы по охране общественного порядка курсанты задерживают преступников и заботятся обо всех, кто нуждается в помощи. Например, недавно молодые правоохранители помогли пожилой женщине найти дорогу домой: она имела проблемы с памятью. Парни выяснили номер телефона ее родственников и сообщили им, что бабушка жива и здорова. А затем, не дожидаясь приезда близких, сами на такси доставили ее семье, — дополнил первый заместитель.
Вызовы — это развитие
Мир, само общество меняются, вместе с ними — проблемы людей, их чаяния. Поэтому и Академия МВД не стоит на месте. Например, в 2019‑м началось обучение курсантов выпускного курса по направлению «Противодействие киберпреступности и компьютерная разведка». Для этих целей преподаватели с нуля создали три новые учебные дисциплины. Занятия будущих правоохранителей проходят в интернете, все заранее согласовано с компетентными органами.
— Они заходят в браузер Tor, просматривают даркнет. В академии, бывало, прямо на занятии ребята получали информацию о реальных фактах, свидетельствующих о возможной противоправной деятельности человека. И такую информацию мы передавали в практические подразделения, — поделился Алексей Владимирович.
К настоящему времени в академии сделали вывод: для более успешной подготовки по указанному направлению необходимо изучать учебные дисциплины инженерной направленности с использованием соответствующего лабораторного оборудования. Для решения проблемы руководство Академии МВД прорабатывает вопрос сотрудничества с Белорусским государственным университетом информатики и радиоэлектроники.
Едины в многообразии
Академия МВД, несмотря на свою ведомственную принадлежность, наряду c подготовкой кадров в интересах Министерства внутренних дел обучает будущих специалистов для Комитета государственного контроля, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, Государственного пограничного комитета, Министерства обороны, Генеральной прокуратуры.
— Это нас и отличает от других милицейских академий на постсоветском пространстве. В некоторых странах, например, есть учреждения образования, где дают знания только по одному направлению деятельности.
Мы же, подготавливая милиционеров, следователей и экспертов, учим каждого из них смотреть на различные ситуации на практике с точки зрения друг друга. Это способствует качественному взаимодействию между госорганами. Кроме того, мы формируем у различных категорий выпускников, чья деятельность имеет существенную специфику, единое понимание функционирования правоохранительной системы государства. Это способствует эффективной реализации ее целей и обеспечивает синергию в деятельности правоохранителей, — отметил первый заместитель.
СПРАВКА «СБ»
Будущих сотрудников правоохранительных органов готовят свыше 300 преподавателей (в их числе 11 удостоены почетных званий), 9 докторов и 150 кандидатов наук, из которых 129 имеют ученое звание доцента или профессора.
В активе Академии МВД 115 стипендиатов и лауреатов специального фонда Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, 71 выпускник имеет золотую медаль. Трижды академия становилась лауреатом премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества.
Вступительная кампания 2022 года показала, что в милицейский вуз поступили 39 абитуриентов, которые набрали 300 баллов по результатам централизованного тестирования, и 12 медалистов-школьников.